Крепостные российской глубинки, перепост
Jan. 31st, 2014 10:25 amКрепостные российской глубинки
Правительство предлагает обитателям моногородов выживать самостоятельно
Минэкономразвития признало, что программы поддержки моногородов, в которых проживает свыше 16 миллионов человек, оказались неэффективными. С 2010 по 2012 годы на поддержку городов, основанных вокруг крупных предприятий, было выделено 27 млрд. рублей. Деньги были потрачены, но значительная часть жителей этих моногородов до сих пор не видит никаких перспектив и вынуждена влачить жалкое существование. Для исправления ситуации Минэкономразвития предлагает направить еще 51 млрд, которые, как и предыдущие "ушли в песок".
По данным исследований компании «Базовый элемент» в России более 300 моногородов. В 45% из них ситуация более-менее нормальная: градообразующие заводы работают, и люди стабильно получают зарплату. При этом у этих населенных пунктов есть достаточный потенциал, чтобы выжить даже в случае закрытия предприятий. Еще 35% такого потенциала не имеют, но пока держатся за счет имеющегося производства. А вот 20% моногородов сегодня с трудом выживают: заводы закрылись, а ничего нового не появилось.
Для их спасения предлагается открыть новые предприятия, задействовать малый и средний бизнес (который власть благопалучно угробила непомерными поборами -разрядка моя). Но проблема в том, что большая часть депрессивных населенных пунктов не может предоставить никаких реальных планов по своему развитию.
В качестве альтернативы со стороны правительства давно раздаются призывы к гражданам стать более мобильными, то есть быть готовыми к переезду в другие места. Правда, никто не уточняет, куда конкретно должны отправиться люди и, главное, где они будут жить. Продать квартиру в умирающем городе можно только за копейки, а приобретение жилья в крупных и динамично развивающихся городах стоит немалых денег.
Единственное, что остается людям, это работать в других регионах вахтовым методом. Собственно, многие наши сограждане уже давно так трудятся. При этом соглашаются на низкую зарплату. Если государство в ближайшее время не найдет способ принципиально изменить ситуацию, а будет продолжать говорить о «мобильности», то не исключено, что социальное разделение в крупных городах усилится и изменит свой нынешний облик.
Сегодня жители «миллионников» делятся на коренных обитателей, проживающих в своих квартирах, и на ютящихся в подвалах выходцев из Средней Азии. Завтра может так оказаться, что в подвалах будут обитать уже граждане России, оказавшись на птичьих правах в своей собственной стране. Естественно, в рабочих бараках для людей «второго сорта» будут процветать болезни, а вскоре заведутся и криминальные порядки. И тогда какие-нибудь депутаты, желая набрать дополнительные очки перед выборами, выступят с инициативой законодательно закрепить разделение российских граждан по кастам, с четким описанием прав и свобод каждой.
Самое главное, что в низшую касту попадут жители не только депрессивных моногородов, но и многих населенных пунктов страны. Уже сегодня полстраны ездит на заработки в другие регионы, не видя никаких перспектив на родине. При этом они не любят коренных жителей крупных городов, месяцами не видят свои семьи и с трудом перебиваются с хлеба на воду.
Что бы на земле не творилось, а всё равно наступает весна и осень. Что бы на земле не творилось, а птицы, гуси, лебеди и другие, семьи заводить прилетают на Север, а зимовать отправляются на Юг. Поэтому я не знаю, как так спокойно поднять людей с одного места и перевезти на другое. А как же зов предков, а как же могилы, память? Можно молодежь поднять, но она сегодня и так практически разбежалась. Из деревень бежит в райцентры, оттуда – в большие города. Мы же видим, что территория России сжимается как шагреневая кожа. Поэтому надо думать над тем, как удержать людей. Скажем, можно строить кирпичные заводы. Есть завод – можно построить добротное жилье.
Моя родная тетя во время войны работала трактористом, а в 1949 году завербовалась в Читинскую область. Сталин в то время почему-то находил возможность материально заинтересовать переселенцев на Дальний Восток. Я внес законопроект, что если молодой человек прожил там более трех с половиной лет, то ему надо обеспечить стопроцентную надбавку к зарплате и другие социальные льготы. Документ набрал 205 голосов, «Единая Россия» не голосовала. Регионы хотят сделать ответственными за инвестиции. Но кто их будет привлекать?
Есть мнение, что нужна полномасштабная новая индустриализация.
– Конечно, она нужна. Но «Единая Россия» заявила, что отвечает за всё. А мы уже 20 лет кружимся на месте. Ребятки, если вы выдохлись в своих идеях, то отдайте власть. Давайте проведем новые выборы, пусть в парламент попадут те партии, за которые народ проголосует.
Мы видим новые идеи только по изменению законов о выборах. Сейчас предложили партийные списки обрезать, создать одномандатные округа. По ним пойдут «фронтовики» президента. И сколько мы еще так будем? А экономика не терпит к себе такого вульгарного отношения.
Можно переселить людей. Но куда? Я помню программу переселения соотечественников, кто кого куда переселил? В больших городах своя безработица, вновь приехавшим гарантировать рабочие места мы не можем. Получается, что людей из моногородов мы выбросим в большие города и скажем «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». У нас же не государственная экономика, где циркуляром можно было приказать всех трудоустроить.
Недавно Дмитрий Медведев говорил о том, что надо повышать мобильность граждан.
– Перевод с чиновничьего языка означает: пусть себе едут и сами себе ищут средства выживания. Но что и где себе найдут люди? В низовых рынках труда, скажем, за место на стройке, им не победить узбеков, готовых работать за копейки и оплачивающих самостоятельно страховые взносы. На нише квалифицированных кадров мобильность кадров очень низкая: все места инженеров и квалифицированных рабочих заняты. Опять -же крепостные законы о прописке...
Безусловно, новая экономика нужна. Но могут ли поверить властям люди, если ничего качественно не менять? На мой взгляд, нет. Но качественные изменения возможны, я далек от мысли, что всем надо завернуться в саван и ползти на кладбище. По социальным и экономическим показателям мы очень напоминаем США после гражданской войны. Там тогда тоже был полный разлад жизни. Но сейчас это великая держава. Правда, американцам пришлось очень многое принципиально поменять. Сможем ли мы сделать что-то подобное – большой вопрос. Идти на какие-либо серьезные социально-экономические реформы у власти похоже, нет никакого желания.
Есть качественная граница. Это возможно ли прокормить семью. Может быть, плохо, бедно, но можно. Вот если нельзя, то начинаются серьезные социальные последствия. Если это будет касаться большинства жителей небольших городов, то это будет уже не экономика, а политика.
Да, у нас в стране есть квалифицированные работники, есть места, где они нужны. Но Россия огромна, по ней в поисках можно путешествовать 50 лет. Это же не Эстония, по которой можно проехать за два часа. Если где-то не нашел рабочего места, значит его вовсе нет. А у нас правительство будто рассчитывает на то, что работники и работа случайно сойдутся в одной точке. К примеру, человек выучился на авиационного инженера, так заводы у нас разбросаны от Хабаровска до Смоленска. И куда он поедет искать работу? А перемещение по стране стоит, кстати, очень дорого. И еще. За двадцать лет в России так и не создан рынок труда , как в других странах, где любой может получить информацию о вакансиях в различных регионах.
А высказывания наших чиновников показывают только то, что у них очень высокий уровень жизни. Что они просто не знают, да и не хотят знать, как живут остальные.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
